Самопрезентация – искусство демонстрации собственной личности с самой лучшей стороны в системе внешних коммуникаций.
Понятие самопрезентация включает обширный комплекс положительных внешних и внутренних характеристик личности и умелое их использование для привлечения внимания, пробуждения интереса и создания благоприятного впечатления о собственной персоне в глазах окружающих.
Владение искусством самопрезентации важно в театре, шоу-бизнесе, политике, в медицине и во всех остальных сферах, где необходимо обладать положительным и притягательным образом, чтобы понравиться публике, аудитории.
Общая технология самопрезентации состоит из четырех основных технологических позиций:
- визуализация облика (имидж, стиль, гигиена).
- коммуникативная механика (эффективное общение, позитивное взаимодействие с собеседником).
- вербальный эффект (искусство речевого воздействия).
- флюидное излучение (харизматическое влияние).
Эффективная самопрезентация позволяет успешно проходить собеседования, занимать ключевые позиции, повышает личностную самооценку и уважение окружающих.
Самопрезентация является составной частью сложного процесса формирования профессионального имиджа специалиста. Ситуаций, где необходима самопрезентация, множество. Как освоить эту технологию?
Человек, профессионально занимающийся какой-либо деятельностью, строящий свою карьеру в определенной сфере, оказывается включенным во множество социальных, а главное, профессиональных отношений.
Особенностью формирования специалиста внутри профессии является, во-первых, обращение профессиональной среды к ключевым фигурам (основателям, классикам, методологам, мэтрам), чей авторитет безусловен, а труды служат основам развития и имиджевым эталоном профессии.
Вторая особенность – информационная и коммуникативная связь специалистов между собой, как через непосредственное общение, так и через различные коммуникативные каналы (профессиональную литературу, Интернет, конференции, обучение и пр.), что позволяет знать не только имена своих коллег, но и их профессиональные позиции.
Особенностью же функционирования специалиста как представителя определенной профессии для внешнего круга (например, клиентов) является то, что его позитивная репутация является своеобразной опорой и гарантией восстребованности. О каждом специалисте складывается некое мнение, которое передается, обсуждается и, в конце концов, начинает жить само по себе.
Но при этом не всегда специалист задумывается о том, как можно управлять производимым впечатлением, более того – как формировать собственный профессиональный имидж и представлять себя не только профессиональному сообществу, но и клиентам.
Самопрезентация является составной частью сложного процесса формирования профессионального имиджа специалиста. Это очень важная и значимая часть. Ситуаций, где необходима самопрезентация, множество. Это все моменты профессионального общения и взаимодействия, в которых специалист сталкивается с новыми людьми: на конференциях, симпозиумах, на переговорах и пр.
Самопрезентация может быть как начальным этапом какого-либо делового процесса, так и отдельным, самостоятельным элементом общения. В общем виде самопрезентация представляет собой управление производимым впечатлением, показывает умение человека представить себя и свое дело. Это – технология, которая обладает рядом особенностей. По форме проведения самопрезентация - близка к публичному выступлению.
Управление имиджем посредством технологии самопрезентации можно представить как введение подготовленной информации с прогнозируемым результатом на нее.
В данной статье рассматриваются основные моменты, на которые следует обратить внимание при освоении технологии самопрезентации. Самопрезентацию профессионала можно условно разделить на два вида – деловую и личностную, хотя обычно они тесно переплетены.
Деловая самопрезентация включает в себя демонстрацию своих деловых и профессиональных качеств – компетентности, грамотности, профессиональной успешности и пр. В деловой презентации используются деловые аргументы – дипломы, наградные листы, благодарности, рекомендательные письма, отзывы о работе, демонстрируются психологические навыки специалиста – умение убеждать, привлекать и удерживать внимание, завоевывать доверие партнеров или аудитории, производить нужное впечатление, а также демонстрация профессиональных навыков – качественное выполнение своих профессиональных функций.
Личностная презентация – это представление и предъявление себя как профессионала – человека, личности, индивидуальности. Это демонстрация тех личностных качеств, которые способствуют профессиональному успеху – креативности, коммуникабельности, исполнительности, надежности, ответственности и т.д.
Естественно, что эффективность самопрезентации предполагает использование обеих ее видов.
Основной стратегией самопрезентации является самопродвижение, то есть открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации. Реально демонстрируя свои возможности, специалист может тем самым объявлять свои личные цели, а также формулировать свои запросы и условия.
Эл Сэмпсон (1998г.) приводит шесть доводов, показывающий, что личный имидж является важной составляющей для роста карьеры:
- личный стиль влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;
- мы верим тому, что видим;
- мы все занятые люди и основываемся на первом впечатлении;
- все мы должны действовать как послы своей профессии или организации;
- нет другого пути выделить лучшего из толпы одинаковых; - хорошо выглядеть – это хорошо для вас.
Формирование позитивного профессионального имиджа является одним из этических путей достижения вершин профессионализма, при условии, что имидж подкрепляется и подтверждается реальными профессиональными и личными достижениями.
Использование специалистами самопрезентации как отдельного или начального элемента профессионального общения поможет решить, по меньшей мере, пять основных задач:
- адаптации – обеспечить себе оптимальное вхождение в систему профессиональных отношений, приспособление к реально существующим профессиональным, социально-психологическим, культурным условиям;
- коммуникации - обеспечить возможности взаимодействия и общения специалиста, его возможности влиться в команду, стать лидером;
- информирования – создать предпосылки для информационного обмена с коллегами, клиентами, заинтересованными лицами;
- коррекции – исправить возможные искажения в образе профессионала, сложившиеся ранее, препятствовать распространению ложной информации, предотвратить появление слухов, сплетней;
- демонстрации - предъявить свидетельства своей профессиональной квалификации, компетентности.
Рассмотрим основные моменты подготовки самопрезентации.
Лучше всего, если человек, которому предстоит представлять себя и свое дело, на бумаге пропишет основные этапы своего представления. Очень важна краткосрочность представления!
Сначала определить цель самопрезентации («Для чего я это делаю?») Затем – важна постановка основных задач («Чего я хочу добиться?»). Далее – определить способы решения задач («Каким образом я могу это сделать?»).
Важным моментом при подготовке самопрезентации является учет особенностей аудитории. Значимыми факторами являются социальный, профессиональный состав, гендерные различия аудитории, ее образовательный, интеллектуальный и материальный уровень, а также психологическое состояние, настроение и готовность воспринимать информацию.
В процессе самопрезентации становится важным не только ЧТО говорит человек, но и КАК он говорит. Ключевым моментом успешности самопрезентации в контексте формирования профессионального имиджа является внешний облик. И хотя сейчас понятие имиджа вышло за рамки только внешнего вида, этот фактор по-прежнему остается одним из основных в самопрезентации.
Говоря об эффективности самопрезентации невозможно обойти вниманием личностные факторы влияния, которые чаще всего называют обаянием, магнетизмом, харизмой. Их основной характеристикой является психологическая притягательность человека.
Существуют разные точки зрения на то, можно ли научиться обаянию, однако, все сходятся во мнении, что обаяние – важная и нужная черта личности, значительно облегчающая путь к успеху. Предъявление личной информации всегда имеет точную цель – вызвать доверие и позитивное отношение к собственной персоне.
Приемы и способы самопрезентации обычно обращены к эмоциональной стороне личности. Это – самая динамичная и подверженная изменениям сфера. Эмоциональная оценка на самом поверхностном уровне дается в виде простых категорий «нравится – не нравится», «приятно – не приятно» и лишь затем переходит на уровень доверия и принятия.
Провести самопрезентацию грамотно и достойно под силу не каждому профессионалу. Это – особая специфика именно нашей страны, в которой долгое время считалось нескромным демонстрировать свои профессиональные заслуги. Это расценивалось как восхваление и неэтичность.
Но сегодня следует помнить, что самопродвижение и самопрезентация существенно отличаются от самовосхваления тем, что имеют под собой почву реальных достижений профессионала.
Итак, сегодня можно говорить о том, что самопрезентация активно используется в практике деловых отношений, а овладение технологией самопрезентации является неотъемлемой частью повышения культуры деловых отношений каждого профессионала.